?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дедяков - Кубачи в эпицентре Крестового похода 1032-33 годов ...
Китайская джонка
dagistanhistory
В анонимной "Истории Дербента", написанной около 1106 года и дошедшей до нас в труде турецкого историка 17-го века Ахмеда ибн Лютфуллаха (Мюнеджим баши), и который, подробнейшим образом, разобрал известный историк-иранист В.Ф. Минорский в своем труде "История Ширвана и Ал-Баба", можно найти сведения, которые, косвенно, на мой взгляд, могут указать на местоположение легендарной крепости Дедяков:

"... В 995 году народ Караха (здесь, Уркарах - общество Муэра; на этой же земле находилась мусульмская крепость Кала-Курейш) обратился в мусульманство благодаря эмиру (Дербента) Маймуну ...

... В 1032 году эмир Мансур с газиями исламских “центров” совершил большой поход. Дело было в том, что русы напали на владения Ширвана, разрушили и ограбили их и убили, а также полонили множество людей. Когда они возвращались с награбленным добром и пленными, гази ал-Баба
(Дербента) и пограничных областей с эмиром Мансуром во главе, заняв теснины и дороги, предали их мечу, так что спаслись немногие. Они отняли у них всю военную добычу, живую и неодушевленную, которую те захватили в Ширване.

После, этого русы и аланы вознамерились отомстить. Они собрались вместе и выступили по направлению ал-Баба и пограничных областей. Прежде всего, в 1033 году они двинулись на ал-Карах (Кала-Курейш в Муэра), где была только маленькая кучка воинов с ал-Хайсамом б. Маймуном ал-Баби, раисом дубильщиков Али б. Хасан б. Анак. Последний с помощью карахцев сразился с ними, и господь даровал победу мусульманам, которые перебили множество аланов и русов. Властитель аланов был силой отражен от ворот Караха, и навсегда были прекращены притязания неверных на эти исламские “центры”...


Насколько известно, к 1033 году большинство даргинцев были христианами и, только, часть муэринцев (Уркарах) и кайтагцев (Баршамай) были уже мусульманами. Также, и в сильном обществе Зирихгеран со столицей Угбуг (Кубачи) влиятельная "исламская партия" появится, только, на рубеже 13-14 веков. Среди кубачинцев бытуют предания о том, что раньше они постоянно враждовали с гарнизоном крепости Кала-Курейш, до тех пор, пока они не приняли ислам. То, что сам Кубачи представлял из себя такую же грандиозную крепость как Кала-Курейш, об этом свидетельствуют остатки многочисленных башен и мощных оборонительных стен. Позже, в 13-14 веках эти сооружения перестроили и расширили генуэзцы.

Существует (в Кубачи) застроенное теперь домами древнее кладбище, на территории которого на глубине восьми метров при строительстве находили камни с крестами или в форме крестов. Существовали явно и древние храмы, и какие-то общественные парадные сооружения. Они были украшены изображениями птиц и животных, выполненными невысоким скульптурным рельефом. Еще чаще это были плоскостные композиции фантастического растительного и звериного орнамента. При введении мусульманства все подверглось разрушению, но резные камни частично сохранились. Они вставлены теперь то в стены мечетей, то в стены жилых домов. Кубачинцы называют их албанскими камнями. В селении сохранились четыре мечети. Одна из мечетей была женской. Говорят, что она была переделана из древнего храма ...

... началась буквально грабительская распродажа памятников местной древности. Состоятельные торговцы аула начали выламывать из семи-восьмиэтажных по высоте крепостных стен, из мечетей и домов уникальные рельефы, изображающие людские фигуры и фантастических зверей. Так и исчезла из нашего аула масса исторических художественных памятников. Разрушен был целый дом казарменного типа, стены которого были сплошь покрыты неповторимыми рельефами, изображавшими зверей и военные сцены. Большинство камней, находящихся в музеях, происходит из этого здания., Источник



Ицаринская башня - часть оборонительного комплекса Зирихгерана (Кубачи). Источник ... Видео

Таким образом, главная крепость христиан, где они могли концентрироваться для броска на мусульманский форпост - Кала-Курейш, должен был находиться в Кубачи. Здесь уместно привести цитату из работы историка Фридриха Миллера:

"Гербелот Ягиугский упоминает в арабском описании путешествия 9-го столетия что некоторый король аланов жил неподалеку от Дербента ... Рубруквис упоминает в 13 веке об аланах коих они нашли на пути своем или о коих они слышали (речь идет об обнаруженной им аланской крепости недалеко от Дербента) ... (Рубрук) описывает аланами народ названный от татар ациасами или акасами, кои исповедают христианский закон, говорят по-гречески, имеют греческих священников, и не бывают в законе раскольниками. Сей народ, живший от Волги к югу в великих горах, защищал вольность свою противу татар, тем наипаче, что они были искусные кузнецы и оружейники ... Я думаю признавать здесь предков обитателей деревни Кубешага (Кубачи) ..."

С другой стороны, исследователь В.А. Штро (с. 264), используя сведения из древней летописи "Повесть о Михаиле Тверском", написанной в 1319-20 годах, совершенно убедительно доказывает, что гибель князя, якобы, произошедшая недалеко от Дедякова, могла свершиться, только, в районе реки Сулак. Таким образом, легендарный город не мог находиться на Тереке: "... Бывшю же блаженному князю Михаилу в неизреченном том терпении, в такой тяготе 26 днии за рекою Теркомъ, на реце на Севенци, под городом Тютяковым, минувши горы высокыа Ясскыя, Черкасьскыя, близъ Врать Железных (Дербент - Тм.) ...". В конце своей статьи автор приводит важное замечание: "... Анализ историко-географического содержания сведений о Железных воротах в древнерусской литературе привел нас к выводу, что на Руси в 10-17 веках этот топоним обозначал только Дербент."

Теперь, если мы сопоставим данные Ягиутского об "аланском короле, живущем недалеко от Дербента", свидетельство Рубрука об аланской крепости оружейников в окрестностях, все того же, Дербента и, наконец, географические данные из "Повести о Михаиле Тверском", то мы можем мысленно провести линию от Дербента к Нижнему Сулаку. В итоге, в "зоне притяжения" этой линии, как раз, оказывается, в свое время, сильное христианское общество Зирихгеран с его одноименной столицей-крепостью, позднее, известной как Кубачи - город оружейников.

И наконец, персидский географический трактат 982 года, "Худуд ал-Алам", подтверждает вхождение не только Зирихгерана (Кубачи), но и земли Кайтага в "христианский военно-политический блок" с Сариром, а значит, и с Аланией: "... Хандан (Хайдак) является резиденцией сипах-саларов царя Сарира ...".

Посмотрим на описание остатков фортификационных сооружений в самом Кубачи, для того чтобы представить их бывший масштаб: "... В верхней части аула (Кубачи) хорошо видны остатки двух больших круглых башен - Кунакля-кала и Акаиле-кала. Обе башни утратили верхние этажи и приспособлены под жилье. Теперь они двухэтажные (а было еще пять этажей) ... Была наверху еще одна башня, круглая Батиртала-ци, разрушенная в 1936 году. Есть в Кубачах и другие башни. В среднем квартале - башня Циляля-кала, а в нижнем квартале - башня Иргана-кала. Последняя четырехугольная ... башни даже отдаленно не напоминают родо­вые башни, скажем, Сванетии. Эти гораздо больше, массивнее. Башня Кунакля-кала, например, имеет в диаметре двадцать метров.

По легендам, аул кольчужных мастеров в давние времена был окружен каменной стеной необычайной высоты и толщи­ны. В каждой из башен крепости постоянно жило по сорок богатырей - батырте. Ими были самые умелые в военном де­ле юноши селения. Выходить из своих башен и посещать родных они не имели права, пока не окончится их срок службы родному аулу ..." Источник

Насчитывалось раньше двенадцать таких башен (калгне), и расположены они были не только в самом ауле, но и в его окрестностях. Когда-то в башнях находились сторожевые отряды, и каждая башня имела свое название: Чабкъунна калъа (Наступательная башня), Сигнальная башня (Вявдвихъла калъа). Имел когда-то аул Кубачи свою патриархальную организацию и свое войско. Войско называлось акбилъхон. Для него выбирали наиболее сильных и ловких мальчиков, воспитывали их вне семьи, обучая военному делу, а затем они образовывали гарнизон крепости и назывались батырами (батырте — смелые). Жили они в особых помещениях и не имели права жениться до сорока лет, после чего выходили в запас и обзаводились собственным домом. Во время войны батыры не имели права сдаваться в плен ... Источник


Единственная уцелевшая башня расположена в верхнем квартале старого села. Источник

Имея в виду, все выше перечисленные факторы: положение христианского Кубачи напротив мусульманского Кала-Курейша, наличие в Кубачи мощной оборонительной системы, долговременный и ожесточенный характер противостояния этих двух крепостей-форпостов за которыми стояли многочисленные резервы союзников-единоверцев ..., можно предложить следующую этимологию названия легендарного Дедякова:

"Славянское" Дедяков, возможно, произошло от арабоязычного экзонима для крепости в Кубачи - Даджал-Кала -> Дадака -> Дедяков (окончание -ов, очевидно, появилось под влиянием правил русского языка для образования топонимов: Кадников, Тейково, Темников, Хотьково, Харьков, Псков ...).

Даджаль-Кала (крепость, логово Антихриста), так, вполне, могли назвать вражескую цитадель неверных, обитатели крепости Кала-Курейш (крепости сподвижников Пророка), которые до конца ее существования были, именно, арабоязычными. Тем более, такие яркие и образные названия, арабы в Дагестане давали в других случаях, тоже. Например, как указано у Табари, "Воротами джихада" они называли северные ворота Дербента.

Продолжая рассматривать эту гипотезу, следует также упомянуть турецкого путешественника 17-го века Эвлия Челеби, который в своей "Книге путешествий" привел легенду о городе, называемом им Ирак-и Дадиан, и указанный им как "... великий город земли Дагестанской ...". Местоположение указанного города у Челеби дается весьма туманно, но один из вариантов, опять же, указывает на окрестности Дербента. Ряд современных авторов (Л.И. Лавров, В.А. Кузнецов, А.П. Григорьев) склонны считать, что речь здесь может идти о том самом легендарном Дедякове. От себя хочу заметить что, если мы согласимся с данными авторами, то можем более уверенно утверждать о первоначальном варианте названия города (хотя бы, о первом слоге). То есть, по видимому, изначальный вариант, попавший в русские летописи, звучал как Дадаков.

Кстати говоря, этот же автор (Челеби) совершенно недвусмысленно указывает на то, что река Севенц из русских летописей, это именно Сулак: "... эта большая река (Канла-Севинч) течет с гор Дагестана ... и в трех переходах от Демир-капу (Железные врата - Дербент) впадает в Каспийское море ...".

Далее, продолжая реконструировать первоначальный облик названия города, можно предположить что четвертый звук "и (й)", приведенный в варианте Челеби, мог появиться позже, как результат фонетической альтернации: "ж" -> "й". Дело в том, что данный вид звукового перехода весьма характерен для тюркских языков. В этой связи, нужно отметить что Челеби был именно тюркоязычным автором, и его информаторы на Кавказе, чаще всего, также, были тюркоязычными. Таким образом, мы можем гипотетически реконструировать название древнего города до варианта: Даджа...





Карта Фра Мауро, 1450 год: Аланы в горной части Дагестана между городами Дербент (Porte de ferro) и Тарку (Tarchu).
(север - снизу, юг - сверху).




Источник


Реконструкция (античного периода) Самуэля Батлера: Албания и Аланы указаны, одновременно, на одной территории.




Николай Карамзин, "История Государства Российского" (1818-1829)






А. Н. САХАРОВ, Л. А. СОКОЛОВА, Т. И. АГАРКОВА, В. В. АРТЕМОВ

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ А. Н. САХАРОВА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА»

Обложка


УРОК 20.

Тема: «ВОЗВЫШЕНИЕ НОВЫХ РУССКИХ ЦЕНТРОВ» (§ 18)

ЛЕТОПИСЬ О ГИБЕЛИ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО

(ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)


"... Вскоре остановились за Тереком, у города Дедякова1."

1 Город Дедяков находится на территории современного Дагестана, недалеко от побережья Каспийского моря.

Источник

Дополнительно: Кубачинские латиняне ... Алано - знаменитая порода собак ... Atlas historique et géographique du moyen âge ...